Отец Шмеман против Патриарха Кирилла в вопросе первенства Константинополя

ШМЕМАН О «НЕОПАПИЗМЕ»

Всегда знал, что о. Александр Шмеман — светлая голова (пожалуй, самая светлая в ХХ веке в русской эмиграции). Оказывается, он вёл споры об автокефалии и власти Константинопольского патриарха в диаспоре с горячими головами, которые, естественно, боролись с константинопольским «папизмом». И естественно, — конечно же! — о. Александра обвиняли в том, что он будто бы тоже сторонник папизма. Ничто не ново под небом. Вот как о. Александр отвечает на эти обвинения, объясняя, кто на самом деле извращает предание и вводит новшества в православное богословие:

«Таким новшеством является отрицание определенной иерархии Церквей в общем строе Вселенской Церкви, искони, буквально с первых дней христианства, существовавшей в Церкви. Смешивая, как уже сказано, онтологическое равнодостоинство всех (а не только автокефальных) Церквей в лице их епископов с автокефалией, они отрицают очевиднейший факт церковной истории, закрепленный в каноническом Предании: определенную структуру церковного союза, в которой есть первые и вторые, старшие и младшие Церкви, епископы и архиепископы, словом — иерархия, а не демократическое «равенство», причем эта иерархия — нужно ли это повторять? — никоим образом не нарушает кафоличности и полноты каждой местной Церкви, каково бы ни было ее место в этой иерархии. Предание Церкви закрепило факт этой «иерархии чести» (что не означает ее неизменности, ибо она «исторична» по самой своей природе), и отрицание ее во имя неправильно понятого «равнодостоинства» есть подмена подлинной соборности каким-то демократическим суррогатом ее. Папизм начинается тогда, когда это первенство чести вводится в онтологическую структуру Церкви и одна Церковь, один епископ становятся источником церковности для всех других Церквей. Но, отрицая неизменно это римское извращение экклезиологии, Православная Церковь всегда знала первого епископа в каждой области (митрополита, архиепископа, патриарха), знает первого епископа и во Вселенской Церкви. Таковым со времени отпадения Римского епископа является Патриарх Константинопольский. Здесь опять попытки отрицать первенство Вселенского престола столь очевидно идут вразрез с церковным Преданием, что объяснить их можно только сознательным желанием изменить или нарушить это Предание (ср. статью проф. С. В. Троицкого в «Журнале Московской Патриархии», 1947, No11)».

Цит. по: Прот. Александр Шмеман. Церковь и церковное устройство. Сборник статей. Гранат: Москва, 2018, с. 119-120.

Недавно начал читать. В сборнике ещё очень много интересного и современного. Благодарность Издательство “Гранат”, опубликовавшему эти замечательные тексты именно сейчас!

диодорЛарионов

Диодор Ларионов, Казань, facebook

Предыдущая публикация автора – Кто предоставляет автокефалию согласно канонам

rous.ws

Русь | Всесвіт © rous.ws 2014-2017 Київ rss