Вышиватники смешивают этническое с национальным

Вышиватники оттого так убого провинциальны, что смешивают ЭТНИЧЕСКОЕ с НАЦИОНАЛЬНЫМ.
Вышиванка, плетень с горшками, косоворотка, лапти, кильт, баварские штанишки и т. д. – это не национальное, это – этническое.
А национальное – это «Лебединое озеро» и «Моцарт и Сальери».
Национальное имеет своим фундаментом этническое, но только лишь фундаментом. По той причине, по которой современная нация имеет своим фундаментом этнос, но совершенно не сводится к этносу.
Достаточно разные проблемы – задача самосохранения этноса путем поддержания культурных традиций – актуальная для бретонцев, басков, шотландцев, а для украинцев до 1991 года – и задача построения современной национальной культуры 40-миллионной европейской нации.
В 90-е годы я сталкивался с украинскими писателями (Андрухович, Жадан и др.; прежде всего это были ивано-франковцы), которые очень четко понимали эту задачу и размышляли над проблемой создания современной национальной украинской культуры, культуры европейского типа и ориентированной на Европу (ведь именно в этом, между прочим, состоит и первоначальное значение пресловутого лозунга «геть от Москвы!»).
Но, как я погляжу, в обществе царит уверенность, что национальную культуру можно построить, условно говоря, придав вышиванке статус национального института.
Паустовский зло, но чрезвычайно узнаваемо описал первую попытку реализации вышиватнчиеского идеала при Петлюре:
«Некогда блестящий Киев превратился в увеличенную Шполу или Миргород с их казенными присутствиями и заседавшими в них Довгочхунами. Все в городе было устроено под старосветскую Украину, вплоть до ларька с пряниками под вывеской “О це Тарас с Полтавщины”. Длинноусый Тарас был так важен и на нем топорщилась и пылала яркой вышивкой такая белоснежная рубаха, что не каждый отваживался покупать у этого оперного персонажа жамки и мед. Было непонятно, происходит ли нечто серьезное или разыгрывается пьеса с действующими лицами из “Гайдамаков”».
Имперцы презирают вышиватников за этот провинциализм, воображая самих себя носителями Великой Культуры, но в реальности не могут им противопоставить ничего, кроме теней забытых предков (к которым они имеют примерно такое же отношение, как современные греки к Гомеру и Софоклу) плюс свежеразлагающийся и пахучий труп совковой “тоже-культуры”. Реальная имперская культура (которой уже нет и быть более не может) была достаточно открыта и космополитична, ватники апеллируют к «скрепам» и убого-провинциальны еще больше, чем вышиватники. По сути, это две стороны одного и того же явления: стремительной демодернизации, архаизации и примитивизации общественного сознания.

Шехтман-150x150

Павел Шехтман, российский гражданский активист, блоггер, проживающий теперь в Украине, facebook

Предыдущие статьи автора:

США в Косово и Россия в Крыму отличаются как полицейский и бандит

Коноплянка прав, отказывая в интервью российским журналистам

Если “никакой украинской нации нет”, то как могут “украинцы угнетать русскоязычных”?

Конспирология – современная примитивная религия

СССР (Россия) не является «страной, победившей фашизм»

Причина, почему Лавров и Путин врут не стесняясь

rous.ws

Русь | Всесвіт © rous.ws 2014-2017 Київ rss